Deathbed Visions Research: исследования DBV.Florence Elizabeth BarrettФеномен умирающих людей, которые видят своих ушедших родственников, стал общеизвестен в начале ХХ века, с публикацией наблюдений со смертного одра акушера Флоренс Элизабет Баррет (
Florence Elizabeth Barrett). В данной статье описываются более поздние исследования, проведенные пси-аналитиками Карлисом Озисом и Эрлендуром Харальдссоном (
Karlis Osis, Erlendur Haraldsson).
ВведениеWilliam BarrettВидения, которые появляются у некоторых людей приблизительно в то время, когда они умирают, долго озадачивали тех, кто при этом присутствовал. Предсмертные видения (Deathbed Visions) (1926) была первой книгой, появившейся на эту тему, которую опубликовал Уильям Баррет (William Barrett), профессор физики Королевского Научного колледжа Дублина. Она, в основном, была основана на наблюдениях его жены, акушера, о женщинах, умерших при родах: некоторые описывали видения умерших родственников, которые, казалось, пришли за ними.
Один из таких рассказов:
Цитата:
Внезапно она с волнением посмотрела в угол комнаты, сияющая улыбка освещала все ее лицо. Она сказала: «О, чудесно, чудесно». Я спросила:
- Что там чудесного?
- То, что я вижу - чудесно, - ответила она низким, звенящим голосом.
- Что вы там видите?
- Прекрасный свет и чудесных существ.
Затем - казалось бы, более пристально сосредотачивая своё внимание на одном месте на мгновение, она воскликнула, почти с некими радостными нотками:
- О, это же отец! О, он так рад, что я пришла, он так рад!
Ещё один случай, который произошёл незадолго до смерти этой женщины:
Цитата:
Её муж склонился над ней и разговаривал с ней, и вдруг, отталкивая его в сторону, она сказала: «О, не закрывай это, это так красиво». Затем, отвернувшись от него ко мне (я находилась на другой стороне кровати), миссис Б. сказала: «О, но почему здесь Вида?», имея в виду сестру, о смерти которой три недели назад ей не сказали.
Эту информацию просто держали подальше от миссис Би из-за её серьёзной болезни.
Барретт отметил особое значение случаев, когда умирающий человек видел друга или родственника, о недавней смерти которого ему не сообщили.
ИсследованияKarlis OsisДоктор Карлис Озис из американского ОПИ (
Американское Общество Психических Исследований - American Society for Psychical Research) начал подбирать новые случаи в 1950-х годах прошлого века.
Его интерес происходил из опыта, который он приобрёл в своей семье, когда ещё был юношей в своей родной Латвии. Могут ли эти, наблюдаемые нами переживания, рассказать нам что-то о том, что ждёт нас после смерти физического тела? Однажды Озис сказал: «Обращайте особое внимание на явления в начале и в конце жизни. Они могут рассказать нам о том, что было раньше и что может быть потом».
Озис видел другую сторону медали. Может ли быть научное происхождение объяснения происходящему? Принимали ли те, у кого были DBV, лекарства, которые, как известно, могут вызывать галлюцинации? Могло ли это быть галлюцинациями, вызванными высокой температурой или болезнью? Какое влияние оказала религия на эти переживания? Было очень много подобных вопросов.
Erlendur HaraldssonПримерно в 1970 году Карлис неожиданно получил достаточно средств, чтобы провести серьёзное исследование DBV, и пригласил Харальдссона присоединиться к нему. Чтобы ответить на вопрос, встречаются ли DBV только у тех, кто живёт в христианском мире, было решено провести исследования как в США, так и в нехристианской азиатской стране. Исследователи рассматривали буддийские или индуистские страны, но, в конечном итоге, остановились на Индии, где они могли извлечь пользу из контактов с медицинским сообществом, налаженных их коллегой, исследователем Иэном Стивенсоном (
Ian Stevenson).
Анкета и порядок проведения исследованийИсследователи начали с того, что связались с больницами, где умерло много людей. Они встретились с врачами и медицинским персоналом, и распространили среди них анкету, чтобы узнать, наблюдали ли они галлюцинации у умирающих пациентов, и упоминали ли пациенты каких-то людей, или описывали какой-то небесный пейзаж. Они также интересовались опытом пациентов, которые испытали клиническую смерть, но вернулись к жизни. Они спрашивали о случаях, когда эмоциональное состояние пациентов заметно улучшалось непосредственно перед смертью.
Медицинские работники, которые наблюдали такие случаи, были выделены для проведения более тщательного опроса.
Всего было опрошено 435 врачей и медсестёр в Индии и 442 в США.
Основные данныеБольшинство видений непосредственно перед смертью оказалось о покойных родственниках, а реже - о религиозных или небесных существах. Умирающий пациент чувствовал, что эти существа пришли, чтобы забрать его в другой мир. Часто самоощущение пациента резко ухудшалось, когда он понимал, что смерть близка. Во многих случаях пациенты беспокоились или боялись умереть.
После видений они обычно чувствовали себя счастливыми.
Вот пример из США:
Цитата:
Пациентка с серьёзными проблемами сердца в возрасте пятидесяти лет знала, что умирает, и находилась в подавленном, депрессивном настроении. Внезапно она подняла руки и её глаза широко распахнулись. Её лицо осветилось, как будто она увидела кого-то, кого долгое время не видела. Она сказала: «О, Кэти, Кэти!».
Пациентка была сильно взбудоражена после коматозного состояния, она казалась счастливой, и умерла сразу же после видения.
В семье этой женщины было несколько Кэти: сводная сестра, тётя и подруга. Все они были мертвы.
Ниже приведён ещё один пример американца, который страдал тяжёлой смертельной болезнью. Очевидец рассказал следующее:
Цитата:
Это явно была встреча с кем-то, кого он очень любил. Он улыбнулся, поднял руку и протянул её вперёд. На его лице появилось выражение радости.
Я спросил его, что он видит. Он сказал, что его жена стоит прямо перед ним и ждёт его. Это выглядело так, как будто там была река, и она была на другой стороне, ожидая, когда он перейдёт эту реку.
Он стал очень тихим и спокойным - безмятежным, подобно религиозной безмятежности.
Он больше не боялся.
Некоторые пациенты достигали эмоционального подъёма незадолго до смерти, ощущая чувство благополучия. Кроме того, полученные данные показали, что значительное число этих пациентов не находились под влиянием всех тех факторов, которые, как известно, вызывают галлюцинации.
Озис и Харальдссон построили шкалу или индекс для факторов, которые вызывают галлюцинации, обнаружив, что все эти видения не были связаны со шкалой.
На самом деле, если пациенты находились высоко по этой шкале (принимали препараты), у них было меньше шансов увидеть кого-то, кто придёт за ними, но более вероятно, что у них могли возникнуть путаные галлюцинации - очень интересное открытие.
Межкультурные РазличияВ США, а также в Индии было широко известно, что умирающие пациенты видели ушедших близких, которые приглашали умирающих следовать за ними в другой мир. Но в одном аспекте было межкультурное различие: в Индии было более распространено, что умирающему чаще являлись религиозные персонажи, чем люди. Также довольно часто появлялись существа, которые хотели забрать их в другой мир, но умирающие не хотели уходить.
Такие случаи, возможно, отражают индуистскую религиозную веру в то, что посланники Господа Ямы (бога смерти) появляются у смертного одра, чтобы забрать умирающего человека в другой мир. Эти посланники (ямадуты) появляются в форме, которая соответствует степени нравственности жизни человека, несколько напоминающей католическое чистилище: Ямадут, появляющийся в конце жизни, полной греха, придёт в уродливой или угрожающей форме.
Озис и Харальдссон также исследовали влияние религиозной принадлежности на видение опрошенных.
Наблюдения были более частыми среди медсестёр, чем среди врачей, просто потому, что медсёстры проводят гораздо больше времени с пациентами, чем врачи. Наиболее убедительными случаями, полученными от врачей, были те, где умирающий человек был их родственником.
Нужно иметь в виду, что средний возраст умирающих пациентов в то время составлял 62 года в США и 42 года в Индии. Это отчасти объясняет, почему индийцы часто сопротивлялись, когда кто ни-будь приходил за ними с предложением уйти в другой мир: молодые люди умирают с большей неохотой, чем пожилые. В Индии это было гораздо более распространённым явлением, чем в США, из-за более частых смертей от инфекционных заболеваний и сепсиса после операции.
В остальном результаты отдельных исследований были схожи.
Основная причина большинства DBV не обнаруживается ни в лекарствах, ни в лихорадке или каких-либо других известных факторах, которые иногда вызывают галлюцинации.Это важное открытие, которое может считаться не доказательством, но признаком реальности иного существования.
Эти исследования, по-видимому, согласуются с результатами исследований NDE – видений некоторых людей, которые почти умерли, – которые в последние годы проводились в университетских больницах в США, Англии и Нидерландах.
Результаты также были удивительно похожи на результаты предварительных исследований DBV, проведённых Озисом в США несколькими годами ранее. В этих первоначальных исследованиях 79% видений касалось кого-то, приходящего забрать умирающего человека, по сравнению с 79% в индийской выборке и 69% в США.
Было несколько случаев, когда пациенты чувствовали, что кто – то пришел забрать их – вопреки ожиданиям, так как они не ожидали смерти, как не ожидали этого ни врачи, ни родственники, но, тем не менее, они вскоре умерли.
Вот такой пример:
Цитата:
Семидесятилетняя пациентка несколько раз видела своего покойного мужа, а потом предсказала свою собственную смерть. Она сказала, что её муж появился в окне и жестом пригласил её выйти из дома. Причиной того, что он пришёл, было желание, чтобы она ушла с ним.
Её дочь и другие родственники присутствовали, когда она сказала, что умрёт, разложила погребальные одежды, легла в постель, чтобы вздремнуть, и умерла примерно через час.
Она казалась спокойной, смирившейся со смертью и, по сути, хотела умереть. До встречи с мужем она не говорила о неминуемой смерти.
Её врач был так удивлен её внезапной смертью, для которой не было никаких медицинских причин, что проверил, не отравилась ли она сама. Он не нашел в доме ни следов отравления, ни каких-либо подобных препаратов, которые могли бы привести к летальному исходу.
Вот ещё примеры пациентов, которые испытали DBV непосредственно перед смертью:
Цитата:
68-летняя польская домохозяйка страдала от рака. Её разум был ясен. Она улаживала кое-какие финансовые вопросы и попросила подать ей её кошелёк. Она и не думала умирать.
Затем она увидела своего мужа, который умер двадцать лет назад. Она была счастлива, ощутила прилив каких-то религиозных чувств и, по словам её врача, потеряла всякий страх смерти. Вместо того чтобы бояться смерти, она чувствовала, что это логично и правильно.
Она умерла в течение 5-10 минут.
Индийский врач в мусульманской больнице сообщил о следующем случае:
Цитата:
На седьмой день после операции по поводу перелома шейки бедра должен был выписаться пятидесятилетний пациент мужского пола, получивший образование в колледже и исповедовавший христианство. У больного не было лихорадки и он не получал никакого успокоительного. Потом у него началась боль в груди, и меня позвали к нему.
Когда я пришёл, он сказал мне, что умирает. «Почему вы так говорите? То, что у вас небольшая боль в груди не означает, что вы собираетесь умереть». Пациент рассказал мне, что сразу после начала боли в груди у него было видение, но при этом он оставался в полном сознании. Он сказал, что на несколько секунд почувствовал себя не в этом мире, а где-то ещё.
В это время он увидел Христа, очень медленно спускающегося по воздуху. Христос позвал его, вернее, махнул рукой, чтобы он шёл к нему. Затем Христос исчез, и он опять оказался здесь.
Пациент сказал мне, что умрёт через несколько минут. Он казался вполне счастливым и сказал, что цель его жизни была достигнута, если Христос призвал его к себе.
- Я ухожу, - сказал он и через несколько минут ушёл.
В следующем случае ямадут явился к индуистскому студенту, получившему образование священнослужителя, который был госпитализирован с инфекционным заболеванием. У него была высокая температура, он был слегка под воздействием наркотиков, но медсестра считала, что его сознание было ясным, когда он воскликнул:
Цитата:
«Там кто-то стоит! У него с собой тележка, так что это, видимо, ямадут! Должно быть, он кого-то заберёт с собой. Он говорит, что собирается забрать меня! Но, Мэми, я не пойду с ним, я хочу остаться с тобой!»
Потом он сказал, что кто-то тащит его из постели. Он умолял: «Пожалуйста, обними меня, я не хочу уходить.»
Его боль усилилась, и он умер.
Наконец, вот пример десятилетней девочки в больнице в Пенсильвании, выздоравливающей после пневмонии. Температура у неё спала, и казалось, что кризис миновал.
Цитата:
Мать увидела, что с её дочерью плохо и позвала нас [[i]медсестёр]. Она сказала, что ребёнок только что сказал ей, что она видела ангела, который взял её за руку - и она ушла, умерла немедленно. Это просто поразило нас, потому что не было никаких признаков неминуемой смерти. Она была так спокойна и безмятежна - и так быстро умерла![/i]
В час смертиПолное описание исследования, составленное исследователями Озисом и Харальдссоном, было опубликовано издательством Avon books под названием «В час смерти» (
At the Hour of Death) . Оно было переведено на немецкий, французский, голландский, итальянский, испанский, португальский, шведский, норвежский, исландский, японский, персидский и малаялам.
Большинство отзывов были положительными. Исключением стала статья Дэвида Ингвара (
David H Ingvar), профессора клинической нейрофизики Лундского университета (
University of Lund), которая появилась в газете Sydsvenska Dagbladet.
Ингвар утверждал, что эти видения были вызваны нехваткой кислорода и могли случиться у здоровых людей из-за уменьшения притока кислорода к мозгу, как это иногда происходит с лётчиками на большой высоте.
Харальдссон написал Ингвару, попросив предоставить ему источники, но ему ответили только, что в американских экспериментах ВВС США по воздействию изменения уровня кислорода, галлюцинации наблюдались на краю поля зрения. Ингвар не смог предоставить подробных сведений о лабораториях, но в последующей переписке указал данные шведского медицинского контакта, который в свою очередь свел Харальдссона со своим знакомым, Джеймсом Калвером (
James C Culver), главой Школы авиационной и космической медицины ВВС (
Air Force School of Aviation and Space Medicine) в Сан-Антонио, штат Техас.
Калвер был готов сотрудничать, и его люди искали в базе данных организации источники о потенциальном влиянии недостатка кислорода на возникновение галлюцинаций.
Его ответ, датированный 8 мая 1981 года, был следующим:
Цитата:
Аэромедицинская библиотека школы аэрокосмической медицины ВВС США, авиабаза Брукс, Техас, провела тщательный поиск источников, которые вы запрашивали. К сожалению, сообщаем вам, что не было найдено никаких источников, связывающих недостаток кислорода, аноксию, с галлюцинациями.
Статья Харальдссона, указывающая на то, что критика Ингварса была некорректной, была опубликована в номере Sydsvenska Dagbladet от 8 сентября 1981 года .
Питер и Элизабет ФенвикPeter and Elizabeth FenwickЭти данные появились несколько лет спустя, в 2008 году, когда была опубликована следующая книга о DBV «Искусство смерти, Путешествие за пределы» (
The Art of Dying, A Journeyof Elsewhere) доктора Питера Фенвика из Института психиатрии в Лондоне и его жены Элизабет. Эта пара опросила около сорока медсестёр в хосписах, которые часто замечали у пациентов DBV незадолго до смерти. Медперсонал считал, что переживания конца жизни - ЭЛЭ (
End of Life Experience — ELEs), как их называли Фенвики, являются прогностическим показателем приближающейся смерти.
Фенвики заключают: «Сиделки, с которыми мы разговаривали во всех наших исследованиях, были уверены, что ELEs не могли быть вызваны наркотиками». Это классическое исследование, более тщательное, чем любое другое, опубликованное до сих пор, подтверждает выводы исследования Озиса и Харальдссона.
Уна МакконвиллUna MacConvilleВ 2017 году Уна Макконвилл (
Una MacConville) провела исследование с участием ирландских специалистов в области здравоохранения. Сиделки сообщили, что 45% их пациентов говорили о том, что они видели умерших родственников, часто говорили о радостных переживаниях, которые приносили им чувство покоя и комфорта. Макконвилл приходит к выводу, что эти переживания «дают интересный взгляд на сохранение важности умерших членов семьи и друзей в жизни живых...»
ДополнительноХаральдссон прочитал множество лекций о DBV во многих странах. Часто слушатели обращаются к нему после лекции, чтобы рассказать о том, что они были свидетелями таких видений у членов семьи или друзей.
Биполярная модель DBVИнформация, полученная в ходе экспериментального исследования и из других источников, была использована Озисом и Харальдссоном для формулирования модели или ряда гипотез, касающихся DBV.
Эта модель биполярна и резко противопоставляет две взаимоисключающие концепции:
1) гипотеза выживания – смерть есть переход к другому способу существования;
2) гипотеза разрушения – смерть есть предельное разрушение личности.
Эти противоположные концепции были разделены на десять групп гипотез, касающихся источников DBV, влияния галлюциногенных факторов, содержания DBV, влияния психологических факторов и вариативности содержания между индивидуумами и культурами.
Данные Озиса и Харальдссона, собранные в ходе трёх обследований за 15-летний период в США и Индии, подтверждают гипотезу о наличии загробной жизни, сформулированную в биполярной модели.
Дополнительные данные см. в статьях Озис и Харальдссон (1977а, 1977b).
https://psi-encyclopedia.spr.ac.uk/articles/deathbed-visions-research